Формируем артикуляционную моторику

Формируем артикуляционную моторику

 

Мы произносим различные звуки благодаря подвижности органов артикуляции, к ним относятся нижняя челюсть, губы, зубы, язык, твёрдое и мягкое нёбо. Большинство речевых органов состоят из мышц. Все мы знаем, что можно тренировать мышцы рук, ног, спины, развивать их подвижность и силу.  Можно тренировать также и артикуляционный аппарат. Для этого существует специальная гимнастик, которая называется артикуляционной гимнастикой.

С помощью этой гимнастики можно сформировать у ребёнка точность, силу, дифференцированность движений, укрепить мышцы органов артикуляции, подготовить базу для «чистого» звукопроизношения.

В раннем и младшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика может быть использована для профилактики речевых нарушений, у детей с речевой патологией она является обязательным подготовительным этапом постановки звуков.

Лучше всего, если для вашего ребёнка комплекс артикуляционных упражнений подберёт логопед, учитывая возраст и нарушения произношения конкретных звуков. Если у вас нет такой возможности, мы предлагаем вам основной комплекс артикуляционной гимнастики, который используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста, он же является  начальным комплексом  в работе с детьми с нарушением звукопроизношения.

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

«Окошко»

На счет раз широко открыть рот, на счет два закрыть рот.

«Лягушка – хоботок»

На счет «раз» – улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. На счет «два» – с  напряжением вытянуть губы вперёд.

«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в этом состоянии на счет до пяти.

«Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык между губами и «пошлёпать»  его «пя-пя-пя».

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из одного уголка рта в другой.Нижняя челюсть при этом не двигается.

«Толстячок»

Надуть обе щеки одновременно.

«Худышка»

Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной челюсти и сомкнутых губах.

 

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённые правила.

1.     Упражнения выполняются перед зеркалом стоя или сидя, с обязательным соблюдением правильной осанки.

2.     Проводится гимнастика ежедневно по 3 – 5 минут (в зависимости от возраста и утомляемости ребёнка) несколько раз в день.

3.     На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4.     Каждое упражнение выполняется  от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.

5.     Желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками.

6.     После освоения ребёнком начального комплекса артикуляционной гимнастики, при нарушении звукопроизношения, необходимо постепенно добавлять упражнения с учётом индивидуальных дефектов произношения.

Желаем удачи!