Формируем артикуляционную моторику
Формируем артикуляционную моторику |
Мы произносим различные звуки благодаря подвижности органов артикуляции, к ним относятся нижняя челюсть, губы, зубы, язык, твёрдое и мягкое нёбо. Большинство речевых органов состоят из мышц. Все мы знаем, что можно тренировать мышцы рук, ног, спины, развивать их подвижность и силу. Можно тренировать также и артикуляционный аппарат. Для этого существует специальная гимнастик, которая называется артикуляционной гимнастикой. С помощью этой гимнастики можно сформировать у ребёнка точность, силу, дифференцированность движений, укрепить мышцы органов артикуляции, подготовить базу для «чистого» звукопроизношения. В раннем и младшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика может быть использована для профилактики речевых нарушений, у детей с речевой патологией она является обязательным подготовительным этапом постановки звуков. Лучше всего, если для вашего ребёнка комплекс артикуляционных упражнений подберёт логопед, учитывая возраст и нарушения произношения конкретных звуков. Если у вас нет такой возможности, мы предлагаем вам основной комплекс артикуляционной гимнастики, который используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста, он же является начальным комплексом в работе с детьми с нарушением звукопроизношения. Начальный комплекс артикуляционной гимнастики «Окошко» На счет раз широко открыть рот, на счет два закрыть рот. «Лягушка – хоботок» На счет «раз» – улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. На счет «два» – с напряжением вытянуть губы вперёд. «Лопаточка» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в этом состоянии на счет до пяти. «Трубочка» Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». «Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не двигается. «Часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из одного уголка рта в другой.Нижняя челюсть при этом не двигается. «Толстячок» Надуть обе щеки одновременно. «Худышка» Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной челюсти и сомкнутых губах.
При выполнении артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённые правила. 1. Упражнения выполняются перед зеркалом стоя или сидя, с обязательным соблюдением правильной осанки. 2. Проводится гимнастика ежедневно по 3 – 5 минут (в зависимости от возраста и утомляемости ребёнка) несколько раз в день. 3. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. 4. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений. 5. Желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками. 6. После освоения ребёнком начального комплекса артикуляционной гимнастики, при нарушении звукопроизношения, необходимо постепенно добавлять упражнения с учётом индивидуальных дефектов произношения. Желаем удачи!
|